стиль роккоко

       Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV, в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо — порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи .

В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в архитектуре, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо — стиль, основанный на детали. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище. Как и в барокко, в рококо большую роль в интерьерах играют зеркала. Их обрамляют рамами из тонкого резного дерева, покрытого позолотой. Зеркала помещают в простенки между окнами, поэтому они получают название «трюмо» (от фр. trumeau — простенок). Их задача, как и во времена барокко, в стирании грани между реальным и иллюзорным.

Вся архитектура и декорирование рококо направлена на сокрытие конструкционных особенностей и разрушение плоскостей. Например, плоскость стены от потолка в рококо отделяет падуга — плавный, полукруглый переход, пластично связывающий то и другое. Этот незаметный переход декорируется тонким орнаментальным рельефом. В современных условиях это очень легко реализовать с помощью гипсокартона, который легко изгибается в любом направлении. Оставшуюся часть стены маскировали картинами, которые разрушают плоскость, и зеркалами, полностью ее уничтожавшими. Для рококо типичны небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

В рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные, разбеленные цвета: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, голубоватый, светло- зеленый.

В оригинале стены обтягивались шелковыми тканями в сочетании с занавесями на окнах и портьерами на дверях. Затем пришел черед хлопчатобумажных тканей и бумажных обоев. Обои изначально привозились китайские или индийские, но со временем заменились на английские и французские, правда, с сохранением восточного колорита. Ну, с бумажными обоями трудностей не намечается, с восточными или растительными мотивами тоже, а шелковые ткани для обивки легко можно имитировать велюровыми обоями. Стены можно разделить по высоте на две части. Такое деление можно сделать филенками в виде «зеркал», или цветом. Например, верх однотонный (нежно голубой, сиреневый, розовый, серый с позолотой и серебром), а низ оклеить обоями с орнаментом.

Мебель — выполнялась из ценных пород дерева и украшалась прихотливыми изгибами бронзовых стеблей растений, цветов и листьев. Со временем бронзовые орнаменты сменили нежные светлые тона, легкое золочение и белый лак. Мебель стали украшать вставками из севрского фарфора,живописью на стекле и миниатюрами. Поверхность дерева, основного материала, из которого изготавливают мебель, покрывают краской или позолотой — предметная культура середины ХVIII века не придерживается «правды» материала.  Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда с мебелью, комод по своей форме — с серебряной суповой чашей, а чаша — с фаянсовой миской. Мебель в это время, прежде всего стулья, кресла, уменьшается в своих габаритах: постепенно снижаются спинки, утончаются ножки и подлокотники, сиденья же расширяются.
Небольшие уютные комнаты, характерные для рококо, обставляют легко передвигаемыми невысокими креслами, столиками, банкетками. Выдержанные в одном стиле, обитые одинаковой тканью, они образовывали гарнитуры. Такие группы мебели дополняют вазами, скульптурами на специальных подставках, вошедшими в моду напольными часами. В дамских комнатах — будуарах — пространство заполняют маленькими письменными столиками, этажерками, горками для фарфора. В расстановке мебели господствует асимметрия.Здесь, как и во всех проявлениях рококо, словно присутствует элемент случайности. Ни одна предшествующая эпоха не знала такого разнообразия предметов. Беседовать теперь было модно сидя или лежа, поэтому появляются свободно передвигаемые кушетки-канапе, небольшие кресла и легкие стулья. Стиль рококо избегает прямых линий не только в архитектуре, но и в мебели. Пожалуй, одни лишь крышки столов остаются горизонтальными, все остальные поверхности, как правило, криволинейные, вне зависимости от их местонахождения и предназначения. Характерно, что опорой почти для всех предметов мебели служат так называемые кабриоли — утончающиеся книзу изысканно изогнутые ножки. Более изящные очертания приобретают кровати. Менее массивными выглядят и шкафы. Горки предназначают для посуды и безделушек. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространённой в это время«грёз, мечтаний и интриг».

Большое внимание следует уделить освещению. Именно им так удобно создавать интимную, романтическую или уютную атмосферу. Основные типы светильников — люстры, торшеры и бра. Хорошо, если настенные бра будут в виде гипсовых раковин, цветов и чаш.

Аксессуары. Комната в стиле Рококо должна напоминать шкатулку с драгоценностями. Поэтому игнорировать аксессуары и пытаться стилизовать интерьер под рококо — вещи взаимоисключающие друг друга. Фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазочки можно расставлять буквально везде: на каминных полках, столиках, специальных поставках-консолях, в шкафах-горках. Посуда должна быть легкой и изящной. Материалы — стекло, фарфор, майолика, отделка — золото, серебро, лак, роспись. Изделия того времени из стекла отличаются особой утонченностью. Они имеют самые разнообразные формы, их украшают резьбой, гравировкой, расписывают эмалями. На бокалах, ставших модной деталью сервировки стола, красуются забавные надписи, призывающие наслаждаться жизнью: «Вино исцелит все печали»,  «Да здравствует моя красотка!». Во Франции ножкам бокалов придают витую форму, в Англии украшают утолщениями в виде балясин. Признаком хорошего вкуса считают наличие в доме произведений из богемского хрусталя с ювелирной гравировкой.

Стилизация интерьера под рококо подойдет далеко не для каждого помещения. С одной стороны, интимность и стремление к уюту, характерное для данного стиля, может быть с упехом применено как в больших, так и в малогабаритных квартирах. Но с другой — нагромождение мелких деталей, излишняя заполненность пространства могут сделать его еще более тесным.

Стиль Рококо больше подойдет девушкам, аристоаратам, очень состоятельным людям которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность.