стиль модерн или югенд

В конце XIX века в истории архитектуры и искусства произошел резкийповорот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появился новый стиль — модерн. Включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. В каждой стране возникало свое наименование стиля: в Англии – «модерн» (новый стиль), во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль» (молодой стиль), в США –«тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), в Италии – «стиль либерти». Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. В обществе витают декадентские настроения. В моде символизм. Во всем видится высший смысл. Новая жизнь вот-вот должна наступить, а с ней придет та гармония, о которой мы теперь читаем в стихах поэтов Серебряного века. Публика стала утонченной, романтичной. Она жаждет красоты во всех ее проявлениях.

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный«, так и от понятия «модернизм«, так как представление о этом стиле у большинства людей неверное. Основной признак стиля модерн – текучесть. А символ   волнистая, неровно изогнутая линия, а также изображения сказочных существ – русалок, эльфов, птиц, диковинных растений, которые извиваются, образуя эти самые линии. Модерн вносит новое видение пространства, оно плавно перетекает из одной комнаты в другую. Основной принцип — уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Главными материалами становятся натуральное дерево, бетон, камень, металл и расписное стекло, керамика. В интерьере в стиле модерн обязательно встречаются изделия из чугуна и кованого железа. Большую роль сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам — выразительность.

Русский модерн вдохновлялся другими источниками — своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь — уже сами по себе были немного азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор «Василия Блаженного» с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой — это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье). А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?!

В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Он окрасил собой целый период в истории архитектуры в конце прошлого века и продолжил свое шествие вглубь нашего столетия. Модерн развивался главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны были интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, витражей, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом. Собор«SagradaFamilia» испанского архитектора Антонио Гауди, является самым ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.

Важная роль принадлежала орнаменту. Он служил не только декором, но и являлся самостоятельной художественной единицей. К примеру, если в искусстве прежних эпох орнаментальный завиток мог украшать предмет, то в модерне сам предмет принимал форму завитка. Любимые мотивы этого стиля: цветы (орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), птицы (лебедь, павлин, фазан), животные, листья, деревья. Часто даже само фигуративное изображение стилизуется в орнамент. Один из ведущих мотивов — волна. Он активно использовался в архитектуре и декоре. Настенная живопись в качестве декоративного элемента также получила распространение на рубеже веков. Но на этот раз изображение выполнялось не ради высокой идеи, как раньше, а просто ради красоты  или символизма.

Цвета и форма. Как и всякому стилю, модерну была присуща любовь к определенным материалам, формам, фактурам. Излюбленными были сочетания дерева и камня, черепицы и штукатурки. Новые веяния в отделке того времени — использование стекла, железа и даже железобетонных конструкций.  Дизайнеры старались сочетать самые разные материалы и способы декора. Металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись. При этом нельзя заметь лишних деталей в интерьере ар-нуво, любая деталь занимает свое точное место. Пол выкладывали плитками с геометрическим или цветочным орнаментом, составляли замысловатые рисунки из наборного паркета. Частый прием — многоуровневый пол. Стены декорировались обоями с растительным орнаментом, декоративной штукатуркой, росписями, нередко встречалось сочетание шелка или краски с деревянными панелями по периметру комнаты, или покрывались  причудливыми, ассиметричными, прихотливо извивающимися линиями. Обои стиля модерн носили исключительно символический характер. Колокольчики, например, означали желание, кувшинки – тревогу. Распространена мозаика. Дерево довольно часто можно  встретить и в оформлении потолка.  Цвета предпочитали неяркие, слегка приглушенные. В частности оттенки и производные от светло-зеленого, лилового, жемчужно-серого, а также насыщенные золотые и охристые тона.

Мебельное искусство начинает полностью подчиняться фантазии художников и дизайнеров, декоративные элементы и орнаменты в виде растительных мотивов используются не привязываясь к функционализму и конструктивным требованиям. Прежде всего можно проследить в мебелистиля модерн бесповоротный отказ от стилевого груза прошлых эпох. Мебель в стилемодерн была столь же необычна, как и цветовая гамма стен и тканей. Причудливые извилистые очертания были свойственны стульям и креслам, кушеткам и столикам. Набивная ткань (атлас и шелк), которую применяли для обивки мебели, расписывалась растительным орнаментом, причем цветы и листья также были необычных форм. При изготовлении мебели преимущественно использовали красное или эбеновое дерево и вишню. Изделия инкрустировали вставками из цветного стекла, слоновой кости, зеркал, перламутра, украшали резьбой.

Для модерна характерен поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Очень важную роль играет стекло. Оно становится холстом для художников той эпохи. В моде венецианское стекло, всевозможные вазы, хрусталь. Широко используются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, благородных сочетаний. Они применяются в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.  В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы — ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке. Один из принципов работы над интерьером — импровизация на выбранную тему.

Ассиметричность с динамическим равновесием и ритм — вот те условия, на которых основывается построение форм в модерне.  Прием, когда фон и изображение на нем имеют равноценное значение, также сформировался в эту эпоху. Например, фактура стены может быть  более выразительна, чем мебельный гарнитур. Или в некоторых современных интерьерах фотография, повешенная на стене, служит больше для того, что бы подчеркнуть саму плоскость стены, чем выражает собственную самоценность. Еще один прием — акцентирование пятна. Скажем, темная стена в светлой квартире. В модерне подобное встречалось чаще всего в декоративно-прикладном искусстве, день сегодняшний сместил акценты в сторону жизненного пространства. И, главное, именно в эту эпоху получила распространение стилизация, точнее — тот ее вариант, когда в сферу интересов мастера входит любой понравившийся ему стиль, но использует он его приемы и формы в контексте современности.