стиль готика

      Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса отсредневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.

История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана». Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Окрашенный свет, проникающий черезвитражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением.  Интерьер храма становился высоким и светлым. Устремление  ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).

Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, оригинального художественного образа. Рождение готического стиля — пример художественного преображения конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу — содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри. Готические строители — архитекторы, аппараторы и «вольные каменщики» странствующих артелей соревновались в том, кто выше поднимет своды собора — символ свободы и независимости средневекового города. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменной конструкции. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы.

 Готика в интерьере.  Цветовая гамма средних веков   как правило темная, холодная. Пурпурные, рубиновые, желтые, красные, синие, зеленые,  иссиня-черные, гвоздично-розовые оттенки, золотые и серебряные нити. Серый камень, скучная охра дерева, красно-малиновые и темно-зеленые цвета тканей придают интерьерам мрачность и таинственность.  Для оформления стен в эти века использовались деревянные панели ограниченной высоты. Декорировались тканями: малиновым бархатом и темно-зеленым сукном, натуральными  грубыми тканями для шпалер.  Это придавало интерьеру уют и тепло. Каменные стены расписывались водяными красками. Использовалась   цветная древесина (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник). Резьба по дереву, кости и камню, керамика, кустарные стеклянные изделия, металлические изделия, украшенные эмалевой росписью и камнями.

Основным орнаментом  являются готические розы. Синтез растительного и геометрического. Полы в готическом интерьере обычно имеют твёрдое покрытие – камень, керамическая плитка, или морёная древесина твёрдых пород. Также застилались коврами, украшая их изображениями сцен охоты, гербами, аллегорическими образами.  Дверные порталы и оконные проемы обрамлялись искусственным камнем Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы — все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из  камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. В декоре Готики использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. Аксессуары для готического дизайна интерьера могут включать такие характерные предметы как свечи, кованые железные изделия, скульптуры, статуэтки химер и распятия.

Мебель готического стиля достаточно  проста. Это жесткие сундуки Кофра с чугунными клепками, которые выполняли роль лежанок; всевозможные ширмы и этажерки; большие тяжелые шкафы для книг с резьбой, повторяющей мотивы окон в виде аркад. Целым произведением искусства можно считать кресла на подиумах с витыми колонночками по углам и с балдахином, защищающим от сквозняков. Предметы  утвари и мебель из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных деталей. Так большие формы архитектуры переходят в малые. Типичные мебельные изделия: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках. Тяжелые полки. Для получения наилучшего результата следует использовать тяжёлые предметы мебели из массива древесины. Эти предметы могут быть украшены искусной резьбой, либо иметь более упрощённый характер. Современные копии дубовой мебели эпохи готического Возрождения произведут глубокое впечатление.

Необходимую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готики цветовой гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой. В центре интерьера в соответствии с дизайном в готическом стиле хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь с устремленными вверх архитектурными деталями. Атмосферу средневековья можно подчеркнуть с помощью обшивки деревянными панелями. Можно использовать также декоративные варианты окраски – такие, как фрески, нанесённая с помощью трафарета геральдика, или оптическая иллюзия каменных стен. Добавление роскошных гобеленов и оформления окон с помощью бархата помогут создать магическую атмосферу интерьера, выполненного в готическом стиле. Используя различные элементы готики, можно спроектировать интерьер как в максимально чистом  стиле, так и очень современный. Или добавлять какие либо элементы в современные стили. В небольших изделиях, в интерьере, характерные для готики ажурные, изящные, устремленные ввысь конструкции, можно воплотить  применяя металл, гипсокартон, дерево.

Готика — венец средневековья, мистика, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла…