стиль барокко

    Барокко — итал. barocco— странный,причудливый, порт. perola barroca— «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова. В наиболее известном значении Барокко — исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. «Стиль Барокко» замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм. До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два независимых, во всем противоположных художественных направления, две тенденции художественного мышления.

Отцом Барокко принято считать великого Микеланджело, воплотившего все великолепие и торжественность этого стиля в Соборе Святого Петра, в Риме. Микеланджело, мощью и экспрессией своего индивидуального стиля, в один миг разрушил все привычные представления о «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке могучие фигуры, зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым». А само направление с момента своего появления становится символом роскоши и богатства, знатного происхождения. На протяжении многих веков, интерьеры в стиле барокко не устают поражать восхищенного зрителя своими фресками, изысканной резьбой на панелях стен и прекрасной скульптурой.

    Барокко– дворцовый стиль,  кому не хотелось хоть раз почувствовать себя обладателем дворца, пусть и маленького? Вечная молодость стиля Барокко объясняется просто: во все времена, спросом пользовались элементы, подчеркивающие изобилие и роскошь. Возникновение современного гламура дало новое дыхание стилю барокко, который становится, как никогда востребован. Ибо никакое другое направление лучше, чем причудливое барокко, не сможет воплотить в дизайне интерьера гламур, с его тягой к роскоши, где-то даже вычурной и излишне показной. И вот здесь происходит очень органичная трансформация барокко в глэм — барокко.

    Основные его черты — «купание в неге», наибольший комфорт — как физический, так и духовный. Барокко более всего близок к гедонистам, которые ценят тонкие чувственные наслаждения, они стараются не допускать обыденности, а делать все торжественным и необычным: торжественные мысли, необычные чувства, необычная среда обитания.

    Архитектура Барокко—  противоборство инертного объема и динамичного ощущения пространства, материальности стены и иллюзорной глубины, набегающего шага вертикалей колонн, многократно раскрепованных горизонталей карнизов. И еще одно выразительное средство Барокко: неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций появляются выпуклые и вогнутые фасады, украшенные витыми колоннами, пилястрами и лепниной. Скульптурный декор присутствовал иногда в таких количествах, что за ними терялись конструкции здания. Геральдические гербы, амуры и виноградные лозы насыщали не только фасады, но и элементы декора интерьеров.   Конструкция в творческом сознании архитекторов, в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части — разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

   Барокко в интерьере. Одна из характерных черт барокко — пространственные иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров — зеркала,  экраны — расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах висят гобелены, несущие изображения пейзажей,  Торжественность интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.

    Цвета. Барокко тяготеет не просто к пышности и роскоши изобразительных средств, но и продолжает тему «богатства» в цветовой палитре: цвет красного вина, изумруда, сапфира, золотой цвет. Барокко играет контрастами: обилие теплых красок, позолоты, противопоставляется холодному блеску мрамора. В интерьере в стиле барокко самым популярным сочетанием цветов является белый с золотым, также популярными цветами считаются мраморный, золотой, бордовый. Приемлемы яркие и насыщенные тона — малиновый, ультрамарин. В оформлении нужно использовать дорогую ткань, такую как парча, бархат с длинной ворсом, атлас. Тканью можно отделывать стены, мебель, украшать кровать. Полы: художественный паркет, паркет, доска, мрамор.

Мебель. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.   Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией.  Консольные столики ставили у стены.  Над консолью устанавливали зеркало. Кровать в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лежа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений. Кабинеты и секретеры украшались резьбой и изысканной отделкой. Еще одна новинка в мебельном деле – комод с выдвижными ящиками. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.  Необходимым предметом любой спальни стал и туалетный столик со стоящим над ним большим зеркалом. Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг  — «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать, а также так называемые канапе — кушетки на шести или восьми ножках.

    Освещение должно быть нежным и приглушенным. Можно использовать светильники, имитирующие свечи в серебряных или деревянных подсвечниках. Не стоит использовать лампы дневного света: они не позволят вам создать впечатление теплой и пышной дворцовой атмосферы, характерной для эпохи барокко. Лучше воспользоваться лампами с разноцветными абажурами, рассеивающими свет и делающими его мягче.

    Стоит заметить, что полноценная реализация этого стиля требует большого пространства и денег. Но даже в дизайн обычной небольшой квартиры вполне можно внести «дворцовый» дух барокко. Также можно обойтись и небольшой стилизацией. Для этого потребуется несколько знаковых штрихов. Мягкие диван и кресла с волнообразными спинками, обитые дорогой тканью и пара пуфиков — это необходимые детали. Мраморный пол, журнальный столик с инкрустацией, зеркала в резных позолоченных рамах и хрустальная люстра со множеством подвесок очень украсят комнату и создадут настроение, соответствующие направлению.